Перевозка наливных грузов
Железнодорожным транспортом перевозятся следующие виды наливных грузов: жидкие пищевые продукты (растительные масла, животные жиры, патока, вино, вода, растительные масла), нефть и нефтепродукты, спирты, кислоты, удобрения и т.д. Все они имеют специфические свойства (огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, вязкость) и предполагают создание определенных условий транспортировки, хранения и проведения погрузочно-разгрузочных работ, в особенности это относится к категории наливных грузов, относящихся к опасным. Перевозки наливных грузов железнодорожным транспортом осуществляются в специализированных бункерных вагонах и цистернах.
Цистерны подразделяются в соответствии с характеристиками транспортируемого наливного груза. Как правило, для грузовой перевозки используются четырехосные или восьмиосные цистерны, различающиеся по грузоподъемности и внутреннему объему. Железнодорожная цистерна имеет в верхней части люк для погрузки и ввода подогревающих устройств, в нижней – клапан для выгрузки жидкости самотеком. В зависимости от свойств перевозимых грузов цистерны оборудуются предохранительными устройствами, теплоизоляцией, устройствами слива и налива.
Вагон бункерного типа - вагон, предназначенный для перевозки высоковязких и застывающих нефтепродуктов, а также для перевозки битума. Это двух- или четырехосные железнодорожные платформы, на которые установлены самоопрокидывающиеся бункеры. Чтобы наливной груз не выплескивался во время движения состава, бункеры не доливают на 250 мм до верхних кромок бортов. Бункеры снабжены двойными стенками и патрубком для втягивания пара. Сверху бункера располагаются двухстворчатые крышки, через которые осуществляется разгрузка битума в приемную яму, посредством опрокидывания бункерных полувагонов на одну из сторон пути.